МБОУ "Томаровская СОШ №2"
п. Томаровка

Доступная среда

Государственная программа «Доступная среда»

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года (Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 23.03.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" продлена до 2025 года).

Цели Государственной программы «Доступная среда» 

Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Федеральные документы

В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

Проект доступная среда – общие понятия

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.

Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.

Специально оборудованные учебные кабинеты

Имеется сенсорная комната, в которой имеюся интерактивный источник света для фибероптики, цветодинамический проектор, стол с подстветкой стеклянный и песок для песочной терапии, маты, сенсорные дорожки, сухой бассейн, массажные коврики, мячики, валики для проведения оздоровительных и релаксирующих занятий.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В целях обеспечения доступности в ОУ детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в школе имеется:
1. Автомобиль Газ-32212 для подвоза инвалидов.
2. Расширены дверные проемы входной группы и в санузел до 90 см.
3. Вход в здание оборудован пандусом.
4. Сенсорная комната, в которой имеюся интерактивный источник света для фибероптики, цветодинамический проектор, стол с подстветкой стеклянный и песок для песочной терапии, маты, сенсорные дорожки, сухой бассейн, массажные коврики, мячики, валики для проведения оздоровительных и релаксирующих занятий.

Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сенсорная комната, в которой имеюся интерактивный источник света для фибероптики, цветодинамический проектор, стол с подстветкой стеклянный и песок для песочной терапии, маты, сенсорные дорожки, сухой бассейн, массажные коврики, мячики, валики для проведения оздоровительных и релаксирующих занятий.

Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, нет. Занятия осуществляются в обычных учебных кабинетах.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе имеется библиотека, которой пользуются лицп с ограниченными возможностями здоровья. При обслуживании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются индивидуальные характерные особенности как самих пользователей, так и анализ их потребностей. Создаются оптимальные условия для всех категорий читателей, а также содействие в учебно-воспитательном процессе. Библиотекарь предоставляет основной и дополнительный набор библиотечных, библиографических и информационных услуг и продукции, обеспечивает альтернативные условия и режим пользования ими, обеспечивая удовлетворение информационных, общекультурных, образовательных потребностей и запросов создавая комфортные условия пользования библиотечными и информационными услугами, оперативный доступ, поиск и получение библиотечных документов и информации.

Объекты спорта, предназначенные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объектов спорта, предназначенных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе функционирует специальная психолого-логопедическая служба. 

Близниченко Елена Алексеевна, педагог-психолог, высшая квалификаионная категория

Благина Ольга Николаевна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория

Условия для включения в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями.

1. Работа кабинето педагога-психолога и учителя-логопеда

2. Работа сенсорной комнаты

3. Доступные классы: вход в классы без порога, широкие проходы между партами, освещение класса

4. Работа бассейна

5. Разработка программ психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ

6. Работа консультационной службы специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда)

7. Включение в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностямии

8. Организация летнего отдыха детей с особыми образовательными потребностями

Специальные условия питания

1. В учреждении имеется пищеблок, оснащенный всеми помещениями, необходимым оборудованием, оснащением.
2. Имеется столовая на 220 посадочных мест.
3. Имеются кадры: шеф-повар, повар, подсобный рабочий.
4. Имеются условия и реализуется приготовление пищи из поставленных продуктов питания поставщиками на основе заключенных договоров.
5. Заключены договоры поставки продуктов питания и питьевой воды.

Организован контроль:
- за качеством поставляемой продукции (приемочная комиссия);
-за качеством приготовленных блюд (бракеражная комиссия, ведется бракеражный журнал);
- за санитарно-гигиеническими условиями на пищеблоке и в столовой (медсестра – акт, трехступенчатый контроль – комиссия совместная администрации и профкома, производственный контроль надзорных органов (Роспотребнадзор);
-контроль за организацией горячего питания и качеством приготовленных блюд, с участием родителей.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья получают 2-разовое горячее питание бесплатно,. 

Специальные условия охраны здоровья

  1. В учреждении лицензирован медицинский кабинет. Кабинет оснащен в соответствии с требованиями.
  2. Заключен договор с ОГУЗ «Томаровская больница» на оказание первой медицинской помощи несовершеннолетним на базе медицинского кабинета школы. Согласно договору в учреждении работает медицинская сестра Томаровской РБ.
  3. В определенных законом кабинетах и лабораториях имеются медицинские аптечки первой помощи.
  4. Все педагогические работники прошли курсы повышения квалификации по программе «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим» с получением квалификационного удостоверения.
  5. Для профилактических прививок и прививок в соответствии с календарем прививок ведется работа с родителями о предоставлении согласия на прививки.
  6. Для детей с ОВЗ и инвалидов в соответствии с заключением ЦПМПК или ТПМПК, рекомендациями ИПРА оказывается логопедическая и (или) психологическая помощь.
  7. Разработаны инструкции по охране труда и технике безопасности в кабинетах. Проводятся инструктажи по технике безопасности в классах, в особых кабинетах и на особых предметах, при подвозе на школьном транспорте, во время пребывания в учреждении.
  8. Разработан паспорт безопасности учреждения, имеется пожарная декларация и паспорт антитеррористической деятельности.
  9. Учреждение оснащено видеонаблюдением,  системой автоматической пожарной сигнализации, тревожной кнопкой, выводом на ЕДДС, необходимым количеством огнетушителей. Охрану здания и пребывающих в ней детей и сотрудников осуществляют: в дневное время – вахтер, в ночное время – сторожа.
  10. В целях антитеррористической защищенности территория школы огораживается металлической изгородью.
  11. Контролируется въезд на территорию школы транспорта: издан приказ о перечне ТС, которым разрешен въезд.
  12. Совершается систематический обход территории школы с целью обеспечения безопасности, регулярно проводится контроль работоспособности телефонов связи с дежурной частью ОМВД России по Яковлевскому району.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможен доступ к электронным образовательным ресурсам, имеющим версию для слабовидящих. На сайте школы создана версия для слабовидящих.

Федеральный центр электронных образовательных ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Медиатека образовательных ресурсов

Информационная система образовательных услуг ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования

Поделиться страницей